Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1, станица Каневская (официальный сайт)
|
Опыт работы воспитателя Плахотиной Н.Г. «Использование приемов мнемотехники для развития речи у детей дошкольного возраста»«Использование приемов мнемотехники для развития речи у детей дошкольного возраста» (из опыта работы) Введение Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе. Речевое развитие дошкольника – одна из важнейших образовательных областей. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами. Проблема развития речи является одной из актуальных. Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Каковы же основные проблемы в речи детей? Наблюдается несколько аспектов: - высказывания короткие; - состоят из фрагментов, логически не связанных между собой; - отличаются непоследовательностью; - содержат низкий уровень информативности. Задача педагогов – научить детей связно, последовательно грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, жизненного опыта. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Содержание педагогической формы В начале работы я выявила следующие проблемы речевого развития детей своей группы: -односложная, состоящая лишь из простых предложений, речь; -неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; -бедность речи, недостаточный словарный запас; -неспособность построить монолог, диалог; -отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; -отсутствие навыков культуры речи. Исходя из этого, была поставлена цель: научить детей связно, последовательно грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, жизненного опыта, но так, чтобы им было легко и интересно. Для того, чтобы в полной мере решать поставленные задачи, существует широкий выбор методов и технологий. Одним из таких методов является наглядное моделирование. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Одной из технологий, помогающих развить речевые способности дошкольников, является мнемотехника. Что такое мнемотехника? Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.). Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами; Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями; Глухов Вадим Петрович– блоками-квадратами; Большева Татьяна Васильевна – коллажем; Ефименкова Людмила Николаевна – схемой составления рассказа. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого, к сложному. Поэтому свою работу я разделила на три этапа: На первом этапе я познакомила детей с символами. Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами (структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы). Это квадрат (лист бумаги), на котором схематично изображается какой-либо предмет, действие или направление действия, либо признак. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение. На втором этапе учились с детьми «читать» простые схемы из 2 – 4 символов, а затем и простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками. Мнемодорожки - коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории, рассказывать скороговорки, заучивать стихотворения. И только потом, на третьем этапе, начинается работа с мнемотаблицами. Мнемотаблицы - схемы, в которых заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ. Мнемотехника не только интересна, но и многофункциональна. Её можно использовать в разных видах речевой деятельности: · при заучивании стихов, потешек, скороговорок; · при пересказах художественной литературы; · при обучении составлению рассказов; · при отгадывании и загадывании загадок. Пересказ – более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи соответствующих выражений. Заучивание стихов, скороговорок, чистоговорок. Знание стихов значительно обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи. Для запоминания стихотворения необходимо изобразить его в виде таблицы. Каждая ячейка — одно слово или целая фраза из стихотворения. На одной схеме или таблице не должно быть более 9 квадратов. Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.
Скороговорки используют для развития речи детей, с целью обучения говорить выразительно, разборчиво и внятно. Скороговорки эффективное лечебное средство для вырабатывания правильного произношения. Когда люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более гибкой и совершенной. Дикция со временем приобретает чистоту и отчетливость. Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи. Это еще один вид работы с мнемотаблицами - использование готовых схем чистоговорок. Анализ полученных результатов. Результативность использования мнемотехники по основным показателям характеризуется следующим образом: если на начальном этапе знакомства с мнемотехникой у 8 детей отмечались способность грамматически правильно построить распространенное предложение, умение построить монолог, диалог, то в настоящее время 90 % детей с легкостью пересказывают рассказы, составляют описательные рассказы, умеют вести диалог со взрослым и со сверстниками. Дети всей группы с удовольствием заучивают стихи, 85% из самостоятельно составляют схемы к стихотворениям. Речевые показатели связной речи значительно улучшились. Вывод. Из всего вышеизложенного следует вывод, что в процессе работы с мнемотаблицами у детей значительно улучшается зрительная и слуховая память и внимание; расширяется круг знаний об окружающем мире, появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории. Значительно повысился интерес к заучиванию стихов и потешек. Словарный запас вышел на более высокий уровень. Одним из больших плюсов этой технологии является то, что застенчивые дети преодолели робость, научились свободно держаться перед аудиторией, что немаловажно для подготовки к школе. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.Планирую продолжить работу в данном направлении, ведь мнемотехника помогает упростить для детей процесс образовательной деятельности.
Список используемой литературы 1. Акимова Г. Память-на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых) - Екатеринбург: «У-Фактория», 2006. 2. Выготский Л.С «Мышление и речь» М.1999 3. Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008. 4. Палат Е.С. Новые педагогические и информационные технолигии в системе образования - М.: 2001 5. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010. 6. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов. Дошкольное воспитание, 1990, №10. 7. В.К. Воробьёва. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи» - М., 2005. 8. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 9. Интернет – ресурсы: - https://doshvozrast.ru - https://nsportal.ru/ -https://promany.ru/mnemotexnika 18 января 2023 в 09:23
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.