Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1, станица Каневская (официальный сайт)
|
Выступление и презентация к опыту работы на тему: «Использование приемов мнемотехники для развития речи у детей дошкольного возраста»Выступление из опыта работы на XIмуниципальные Педагогические чтения «Лучшие практики реализации ФГОС» на тему: «Использование приемов мнемотехники для развития речи у детей дошкольного возраста» Слайд № 1. Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свой опыт работы на тему: «Использование приемов мнемотехники для развития речи у детей дошкольного возраста». Слайд № 2. Речевое развитие дошкольника – одна из важнейших образовательных областей. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. Проблема развития речи является одной из актуальных. Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Задача педагогов – научить детей связно, последовательно грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, жизненного опыта. Слайд № 3. В начале работы я выявила следующие проблемы речевого развития детей своей группы. Исходя из этого, была поставлена цель: научить детей связно, последовательно грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, жизненного опыта, но так, чтобы им было легко и интересно. Для того, чтобы в полной мере решать поставленные задачи, существует широкий выбор методов и технологий. Одним из таких методов является наглядное моделирование. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Слайд № 4. Одной из технологий, помогающих развить речевые способности дошкольников, является мнемотехника. Что такое мнемотехника? Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.). 1. односложная, состоящая лишь из простых предложений, речь; -неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; -бедность речи, недостаточный словарный запас; -неспособность построить монолог, диалог; -отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; -отсутствие навыков культуры речи. Слайд № 5. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами. Глухов Вадим Петрович– блоками-квадратами, Ефименкова Людмила Николаевна – схемой составления рассказа. Слайд № 6. Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями. Слайд № 7. Большева Татьяна Васильевна – коллажем. Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. Слайд № 8. Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого, к сложному. Поэтому свою работу я разделила на три этапа: На первом этапе я познакомила детей с символами. Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами, которые являются структурной единицей мнемодорожки или мнемотаблицы). Это квадрат (лист бумаги), на котором схематично изображается какой-либо предмет, действие или направление действия, либо признак. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение. На втором этапе учились с детьми «читать» простые схемы из 2 – 4 символов, а затем и простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками. Мнемодорожки - коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории, рассказывать скороговорки, заучивать стихотворения. И только потом, на третьем этапе, начинается работа с мнемотаблицами. Мнемотаблицы - схемы, в которых заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ. Мнемотехника не только интересна, но и многофункциональна. Её можно использовать в разных видах речевой деятельности: · при заучивании стихов, потешек, скороговорок; · при пересказах художественной литературы; · при обучении составлению рассказов; · при отгадывании и загадывании загадок. Слайд № 9. Пересказ – более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Слайд № 10. Если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи соответствующих выражений. Слайд № 11. Мнемотаблицы можно использовать для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Слайд № 12. Элементами модели описательного рассказа становятся символы - заместители качественных характеристик объекта: принадлежность к родовидовому понятию; величина; цвет, форма; составляющие детали; качество поверхности; материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); как он используется (какую пользу приносит?); за что нравится (не нравится)? Слайд № 13. Еще один вид работы с мнемотаблицами - использование готовых схем чистоговорок. Слайд № 14. Знание стихов значительно обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи. Для запоминания стихотворения необходимо изобразить его в виде таблицы. Каждая ячейка — одно слово или целая фраза из стихотворения. Слайд № 15. Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.
Слайд № 16. Результативность использования мнемотехники по основным показателям характеризуется следующим образом: если на начальном этапе знакомства с мнемотехникой у 8 детей отмечались способность грамматически правильно построить распространенное предложение, умение построить монолог, диалог, то в настоящее время 90 % детей с легкостью пересказывают рассказы, составляют описательные рассказы, умеют вести диалог со взрослым и со сверстниками. Дети всей группы с удовольствием заучивают стихи, 85% из самостоятельно составляют схемы к стихотворениям. Речевые показатели связной речи значительно улучшились. Слайд № 17. Из всего вышеизложенного следует вывод, что в процессе работы с мнемотаблицами у детей значительно улучшается зрительная и слуховая память и внимание; расширяется круг знаний об окружающем мире, появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории. Значительно повысился интерес к заучиванию стихов и потешек. Словарный запас вышел на более высокий уровень. Одним из больших плюсов этой технологии является то, что застенчивые дети преодолели робость, научились свободно держаться перед аудиторией, что немаловажно для подготовки к школе. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим. Планирую продолжить работу в данном направлении, ведь мнемотехника помогает упростить для детей процесс образовательной деятельности. Слайд № 18. Спасибо за внимание! 18 января 2023 в 09:35
Прикреплённые файлы:Документ: Выступление и презентация к опыту работы на тему: «Использование приемов мнемотехники для развития речи у детей дошкольного возраста» Описание файла:Файл называется: prezentacija-plahotina-n-g-pch-23_brrj4.pptx Это официальный файл организации «Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1, станица Каневская (официальный сайт)», в нём содержится Выступление и презентация к опыту работы на тему: «Использование приемов мнемотехники для развития речи у детей дошкольного возраста». Размер файла: 6,11 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.