Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1, станица Каневская (официальный сайт)

Выступление и презентация к опыту работы на тему: «Использование приемов мнемотехники для развития речи у детей дошкольного возраста»

Выступление из опыта работы на XIмуниципальные

Педагогические чтения «Лучшие практики реализации ФГОС»

на тему: «Использование приемов мнемотехники для развития речи у детей дошкольного возраста»

Слайд № 1.

Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свой опыт работы на тему: «Использование приемов мнемотехники для развития речи у детей дошкольного возраста».

Слайд № 2.

Речевое развитие дошкольника – одна из важнейших образовательных областей. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. Проблема развития речи является одной из актуальных. Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Задача педагогов – научить детей связно, последовательно грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, жизненного опыта.

Слайд № 3.

В начале работы я выявила следующие проблемы речевого развития детей своей группы.

Исходя из этого, была поставлена цель: научить детей связно, последовательно грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, жизненного опыта, но так, чтобы им было легко и интересно.

Для того, чтобы в полной мере решать поставленные задачи, существует широкий выбор методов и технологий. Одним из таких методов является наглядное моделирование.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними.

Слайд № 4.

Одной из технологий, помогающих развить речевые способности дошкольников, является мнемотехника.

Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.).

1. односложная, состоящая лишь из простых предложений, речь;

-неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

-бедность речи, недостаточный словарный запас;

-неспособность построить монолог, диалог;

-отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

-отсутствие навыков культуры речи.

Слайд № 5.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами.

 Глухов Вадим Петрович– блоками-квадратами,

Ефименкова Людмила Николаевна – схемой составления рассказа.

Слайд № 6.

Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями.

Слайд № 7.

Большева Татьяна Васильевна – коллажем.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Слайд № 8.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого, к сложному. Поэтому свою работу я разделила на три этапа:

На первом этапе я познакомила детей с символами. Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами, которые являются структурной единицей мнемодорожки или мнемотаблицы). Это квадрат (лист бумаги), на котором схематично изображается какой-либо предмет, действие или направление действия, либо признак. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.

На втором этапе учились с детьми «читать» простые схемы из 2 – 4 символов, а затем и простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками. Мнемодорожки - коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории, рассказывать скороговорки, заучивать стихотворения.

И только потом, на третьем этапе, начинается работа с мнемотаблицами.

Мнемотаблицы - схемы, в которых заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ.

Мнемотехника не только интересна, но и многофункциональна.  Её можно использовать в разных видах речевой деятельности:

· при заучивании стихов, потешек, скороговорок;

· при пересказах художественной литературы;

· при обучении составлению рассказов;

· при отгадывании и загадывании загадок.

Слайд № 9.

Пересказ – более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности.

Слайд № 10.

Если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи соответствующих выражений.

Слайд № 11.

Мнемотаблицы можно использовать для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Слайд № 12.

Элементами модели описательного рассказа становятся символы - заместители качественных характеристик объекта: принадлежность к родовидовому понятию; величина; цвет, форма; составляющие детали; качество поверхности; материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); как он используется (какую пользу приносит?); за что нравится (не нравится)?

 Слайд № 13.

Еще один вид работы с мнемотаблицами - использование готовых схем чистоговорок.

Слайд № 14.

 Знание стихов значительно обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи.

Для запоминания стихотворения необходимо изобразить его в виде таблицы. Каждая ячейка — одно слово или целая фраза из стихотворения.

Слайд № 15.

Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.
После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводили стихотворение целиком. На начальном этапе предлагала детям готовую план – схему, а по мере обучения дети также активно включаются в процесс создания своей схемы.

Слайд № 16.

Результативность использования мнемотехники по основным показателям характеризуется следующим образом: если на начальном этапе знакомства с мнемотехникой у 8 детей отмечались способность грамматически правильно построить распространенное предложение, умение построить монолог, диалог, то в настоящее время 90 % детей с легкостью пересказывают рассказы, составляют описательные рассказы, умеют вести диалог со взрослым и со сверстниками. Дети всей группы с удовольствием заучивают стихи, 85% из самостоятельно составляют схемы к стихотворениям. Речевые показатели связной речи значительно улучшились.

Слайд № 17.

Из всего вышеизложенного следует вывод, что в процессе работы с мнемотаблицами у детей значительно улучшается зрительная и слуховая память и внимание; расширяется круг знаний об окружающем мире, появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории. Значительно повысился интерес к заучиванию стихов и потешек.  Словарный запас вышел на более высокий уровень. Одним из больших плюсов этой технологии является то, что застенчивые дети преодолели робость, научились свободно держаться перед аудиторией, что немаловажно для подготовки к школе.

Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

Планирую продолжить работу в данном направлении, ведь мнемотехника помогает упростить для детей процесс образовательной деятельности.

Слайд № 18. Спасибо за внимание!

18 января 2023 в 09:35

Прикреплённые файлы:

Документ: Выступление и презентация к опыту работы на тему: «Использование приемов мнемотехники для развития речи у детей дошкольного возраста»

Описание файла:

Файл называется: prezentacija-plahotina-n-g-pch-23_brrj4.pptx

Это официальный файл организации «Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1, станица Каневская (официальный сайт)», в нём содержится Выступление и презентация к опыту работы на тему: «Использование приемов мнемотехники для развития речи у детей дошкольного возраста».

Размер файла: 6,11 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.