Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1, станица Каневская (официальный сайт)

Опыт работы воспитателя Герасимовой О.А. «Использование рабочей тетради «Любознайка – Синоптик» для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Использование рабочей тетради «Любознайка-Синоптик» для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Введение

Одной из самых приоритетных задач дошкольного воспитания, является организация образовательного процесса, направленная на максимальную реализацию возможностей и интересов ребёнка.  Известно, что в основе любой деятельности лежит собственная активность, направленная на познание.

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных.

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок должен быть активным, любознательным, интересоваться новым, неизвестным. Активно вовлекаться в образовательный процесс. Познавательная активность рождается из потребности в новых впечатлениях, это качество присуще каждому человеку от рождения. Внутреннее стремление к познанию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие разворачивалось как процесс саморазвития.

Известно то, что познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка понимать и принимать от взрослого познавательную задачу, составлять план действий, подбирать средства и способы для её решения с использованием возможно более надежных приёмов, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимость их проверки. [1, с. 123] Таким образом, получается, что познавательная активность является действием волевым, целенаправленным и процесс познавательной деятельности определяется уровнем мыслительной активности, которая несет в себе элементы творчества.

 Познавательная активность, как вид активности формирует действие эмоционально – оценочного отношения к процессу и результату познания, которое проявляется в стремлении человека учиться, преодолевая на пути приобретения знаний определённые трудности, прилагая максимум волевых усилий. [1, с. 56]

Такой вид активности представляет собой двусторонний процесс, выступающий с одной стороны, как форма самоорганизации и самореализации воспитанника, с другой стороны - как результат особых усилий со стороны педагога в отыскивании методов – побудителей образовательной активности, существующей как бы на трёх уровнях: воспроизводящая деятельность, интерпретирующие действия и, наконец, творчество. [2, с. 56]

Задача педагогов – всеми способами развивать познавательную активность детей.

Содержание педагогического исследования

В рамках современных требований наше учреждение старается находить новые формы и средства организации детей для развития познавательной активности дошкольников. Одной из таких форм стала организация метеостанции. Работа на метеостанции обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую активность воспитанников ДОУ, тем самым поддерживая их инициативу, самостоятельность, плюс дает определенные знания, умения и навыки, учит анализу и обработке полученных результатов. [3, с. 48]

Использование метеостанции позволит ребятам познакомиться с основными приборами, правилами и техникой ведения наблюдений за погодой, способами обработки полученных результатов. Организованные систематические наблюдения за явлениями неживой природы, позволят ребятам изучать микроклимат местности, где расположено здание детского сада, плюс они как настоящие синоптики смогут составлять прогноз погоды каждый день.

 Для применения полученных знаний на практике и закрепления имеющихся представлений у дошкольников в работе на метеостанции, был применён практический метод. Который реализован в ходе использования рабочих тетрадей «Любознайка-Синоптик». (см. Приложение 1)

Целью педагогического исследования являлось разработка и использование рабочей тетради для закрепления знаний и развития познавательной активности дошкольников в работе на метеостанции.

Были поставлены следующие задачи:

1. Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения.

2. Совершенствовать знания детей по назначению метеорологической станции, её оснащению (термометр, флюгер, дождемер, ветряной рукав, солнечные часы).

3. Учить детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой.

4. Учить детей фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в тетради составлять собственный прогноз погоды.

Функцией данного метода является – углубление знаний, умений, а также развитие способности находить верное решение, [4, с. 37] контролировать и корректировать результат, стимулировать познавательную активность.

Созданная метеостанция для исследований, позволяет проводить наблюдения за явлениями неживой природы во время прогулок в очень интересной форме. Ребята погружались в мир новых открытий и исследований.

Участниками являются: воспитанники детского сада старшей группы в количестве 10 человек, работа велась по подгруппам.

Работа метеостанции реализуется в виде проектной деятельности. Осуществляется деятельность в три этапа:

I этап. Подготовительный. Содержание которого предусматривает: изучение, анализ современных подходов к решению задач развития любознательности, мотивации к познавательной деятельности; выявление экологических знаний о явлениях неживой природы.

II этап. Практический. Реализация познавательной деятельности. Организация наблюдений за явлениями неживой природы, должна осуществляться систематично. [5, с. 81]

Включает в себя:

1 этап теоретического осмысления, формирование обобщенных представлений об изучаемом объекте. Осуществляют сбор информации об изучаемом явлении природы, анализ собранных данных подвергают обработке;

2 этап инструктажа -  объяснение и показ способов действий, направленных на формирование представлений о правильном и безопасном выполнении этих действий и на корректировку практической деятельности учащихся;

3 этап проба - на этом этапе 2-3 воспитанника определяют последовательность измерительных действий и наблюдений за явлениями неживой природы, а остальные наблюдают под руководством воспитателя, делают замечания если в процессе исследований были совершены ошибки;

4 этап - выполнение работы. Все исследовательские действия ребята проводили по заранее организованному плану. Последовательность, алгоритм наблюдений и измерений за явлениями неживой природы ребята вели самостоятельно. Педагог осуществляет позитивное, поддерживающее участие к деятельности, способствует желанию довести начатое до конца и в срок. [6, с. 65]

Выбирали очередность наблюдений и ежедневно следовали согласно выбранной схеме. Обозначали последовательность действий магнитиками в виде цифр. Деятельность была организованна так, чтобы ребята выявляли новые факты о погоде.

III этап. Анализ. Проводя наблюдения, ребята закрепляли знания в рабочих тетрадях «Любознайка-Синоптик». (см. Приложение 1)

Ценность данного пособия состоит в том, что ребенок получит возможность выполнения действий в «собственном поле деятельности». Ребенок выполняет каждое задание в своей собственной тетради. Это повышает активность детей в освоении умений и представлений и делает данный процесс более эффективным и привлекательным. 

В тетради представлены разнообразные типы заданий на упорядочение, обобщение, установление закономерностей, составление рассказов по иллюстрациям, обозначение (определённым цветом). К заданиям в рабочей тетради прикреплены приложения. В заданиях предлагается вырезать картинки, подбирать их в правильной последовательности, выбирать нужные, давать обоснование своему выбору, наклеивать в выбранной последовательности, раскрашивать цветными карандашами.

К примеру, в рабочей тетради имеется задание «Для чего прибор».

(см. Приложение 1)Используя приложение, вырежете и расположите правильно картинки.Расскажите подробно, что известно о назначении приборов метеостанции.

В данном задании воспитанники подбирают к прономерованным приборам, изображенным на картинке метеостанция, знаки – символы и объясняют свой ответ. Выполнение заданий поддерживает дух соревновательности.

Использование рабочей тетради выступало стимулом к росту познавательной активности. А также хорошо подходит для индивидуальной работы с детьми.

Анализ полученных результатов

Результативность использования рабочей тетради по основным показателям характеризуется следующим образом: если на начальном этапе деятельности летом 2021 года осознанное эмоционально - положительное отношение к изучаемым явлениям неживой природы отмечалось всего у пяти воспитанников, то к зиме 2022 года данный показатель увеличился и стал составлять уже всю группу. Ребята всей группы заинтересованно занимались на метеостанции и выполняли задания, стараясь выполнять задания до конца.

Улучшился показатель сформированности представлений о метеостанции, предназначении её приборов и умении ими пользоваться. Ребята с лёгкостью могли дать ответ какими приборами необходимо вести наблюдение на метеостанции, чтобы составить прогноз погоды. Владели знаниями использования «значков символов» для определения предполагаемого прогноза погоды. Улучшились речевые показатели связной речи. Ребята легко по памяти и по картинке описывали явления неживой природы, добавляя рассказ собственными наблюдениями и фактами из жизни.

Выводы

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы, использование рабочей тетради дает положительные результаты и является одним из современных и эффективных средств логического развития дошкольников. А значит целесообразно и эффективно влияет на развитие старших дошкольников.

Такой вид практической детской деятельности, создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения знаний, поиску иных способов деятельности.

Способствует накоплению фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения, получает опыт собственных открытий.

Работа с тетрадью благоприятно влияет на развитие психических процессов таких как: ощущения, восприятия, воображения, речи, памяти и логического мышления.

Использование рабочей тетради «Любознайка-Синоптик» обеспечивает эффективное освоение содержания, развитие умений, значимых проявлений качеств таких как волевые усилия, самостоятельность, организованность, аккуратность у детей. Их применение наиболее оптимально в старшем дошкольном возрасте.

Планируем продолжить работу в данном направлении. Ведь так здорово, видеть дошкольников инициативными, самостоятельными маленькими личностями, впереди которых ждет еще много открытий.

 

 

 

Список литературы:

1. Баженова И.Н. Педагогический поиск/ Сост. И.Н. Баженова. – 3- е. изд., с испр. и доп. – М.: Педагогика, 2009. – 560 с.

2.Бурнышева М.Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально – исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М.Г. Бурнышева// Дошкольная педагогика. - 2011. - №3. С. 24 – 26.

3.Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет/ Л.Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и

экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных

учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.

5. Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. – СПб. :

Детство – пресс, 2003.

6. Цедринский А.Д. Витагенно – креативный словарь педагогического образования для студентов высшего и среднего педагогических образовательных учреждений – г. Славянск н/К, ООО «Берегиня», 2001 г.  – 104.

1e7d72de1773391aa05f068aa68ff567.jpg


18 января 2023 в 09:39

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.