Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1, станица Каневская (официальный сайт)

Выступление и презентация воспитателя Герасимовой О.А. к опыту работы на тему: «Использование рабочей тетради «Любознайка – Синоптик» для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Выступление из опыта работы на XI муниципальные

Педагогические чтения «Лучшие практики реализации ФГОС»

на тему: «Использование рабочей тетради «Любознайка – Синоптик» для развития познавательной активности у детей

 старшего дошкольного возраста»

Слайд № 1. Заставка

Добрый день уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию свой опыт работы на тему: «Использование рабочей тетради «Любознайка-Синоптик» для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста».

Слайд № 2. Актуальность:  

Дошкольное детство – самое важное время для развития экологических представлений у детей.

Знания о явлениях неживой природы формируют представления у воспитанников о погоде. Стремление к любознательности в этой области познания, развивает в ребёнке умение замечать незначительные изменения, закономерности возникновения тех или иных явлений, формирует в ребёнке эмоциональную связь с изучаемым объектом.

Ребёнок становится инициатором, генератором идей, способен прогнозировать, делать выводы. Он инициативен в процессе познания. Возникает привычка вести наблюдение, замечать новые закономерности и выдвигать предположения. Ребятам интересно изучать погоду с помощью приборов, учиться ими пользоваться. Составлять прогноз погоды как настоящие синоптики.

В ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать.

Слайд № 3. Использование рабочей тетради для закрепления знаний и развития познавательной активности дошкольников в работе на метеостанции.Наиболее важные задачи отмечены мной, вы сможете с ними ознакомится на слайде.

Слайд № 4 Работа на метеостанции обеспечивает игровую, позавательную, исследовательскую активность воспитатнников ДОУ, тем самым поддерживая их инициативу, самостоятельность, плюс дает определенные знания, умения и навыки, учит анализу и обработке полученных результатов.

Слайд № 5 Отметив эффективность метеостанции делюсь этапами её создания. Идеей о создании метеостанции в саду мы поделились с родителями. Они поддержали идею. Было выбрано место для площадки и разработан план: какие приборы нужны и где мы их разместим. Родители распределили между собой виды работ по благоустройству объекта, изготовили: метеобудку, экран для фиксации прогноза погоды, осадкомер, ветряной рукав, флюгер, солнечные часы. Были приобретены компас и термометр.

         Созданная площадка для исследований позволяет проводить наблюдения за явлениями неживой природы во время прогулок в очень интересной форме. Дети с погружаются в мир новых открытий и исследований. Все действия воспитанники проводили по заранее организованному плану. Последовательность, алгоритм наблюдений и измерений за явлениями неживой природы дети вели самостоятельно. Проводя наблюдения, делали зарисовки «значков погоды» и фиксировали на специальном стенде, тем самым создавая свой метеопрогноз.

Слайд № 6.Мною была разработана рабочая тетрадь под названием «Любознайка – Синоптик».Ценность данного пособия состоит в том, что ребенок получит возможность выполнения действий в «собственном поле деятельности». Ребенок выполняет каждое задание в своей тетради. Это повышает активность детей в освоении умений и представлений и делает данный процесс более эффективным и привлекательным. 

В тетради представлены разнообразные типы заданий на упорядочение, обобщение, установление закономерностей, составление рассказов по иллюстрациям, обозначение (определённым цветом). К заданиям в рабочей тетради прикреплены приложения. В заданиях предлагается вырезать картинки, подбирать их в правильной последовательности, выбирать нужные, давать обоснование своему выбору, наклеивать в выбранной последовательности, раскрашивать цветными карандашами.

Слайд № 7.К примеру, в рабочей тетради имеется задание «Для чего прибор». Используя приложение, необходимо вырезать и расположить правильно картинки.Рассказать более подробно, что известно о назначении приборов метеостанции.

В данном задании воспитанники подбирают к пронумерованным приборам, изображенным на картинке метеостанция, знаки – символы и объясняют свой ответ. Выполнение заданий поддерживает дух соревновательности.

Слайд № 8. В таком задании как: «Подберите показания осадкомера».

Ребятам предлагается, используя картинки из приложения, вырезать и подобрать картинки, используя цветной карандаш сделать отметку на стакане осадкомера. Дать объяснение своему выбору.

Слайд № 9.Результативность использования рабочей тетради по основным показателям характеризуется следующим образом: если на начальном этапе деятельности летом 2021 года осознанное эмоционально - положительное отношение к изучаемым явлениям неживой природы отмечалось всего у пяти воспитанников, то к зиме 2022 года данный показатель увеличился и стал составлять уже всю группу. Ребята всей группы заинтересованно занимались на метеостанции и выполняли задания, стараясь выполнять задания до конца.

Улучшился показатель сформированности представлений о метеостанции, предназначении её приборов и умении ими пользоваться. Ребята с лёгкостью могли дать ответ какими приборами необходимо вести наблюдение на метеостанции, чтобы составить прогноз погоды. Владели знаниями использования «значков символов» для определения предполагаемого прогноза погоды. Улучшились речевые показатели связной речи. Ребята легко по памяти и по картинке описывали явления неживой природы, добавляя рассказ собственными наблюдениями и фактами из жизни.

Слайд № 10.Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы, использование рабочей тетради дает положительные результаты и является одним из современных и эффективных средств логического развития дошкольников. А значит целесообразно и эффективно влияет на развитие дошкольников старшего возраста.

Такой вид практической детской деятельности, создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения знаний.

Способствует накоплению фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения, получает опыт собственных открытий.Работа с тетрадью благоприятно влияет на развитие психических процессов таких как: ощущения, восприятия, воображения, речи, памяти и логического мышления.

 Использование рабочей тетради «Любознайка-Синоптик» обеспечивает эффективное освоение содержания, развитие умений, значимых проявлений качеств таких как волевые усилия, самостоятельность, организованность, аккуратность у детей. Их применение наиболее оптимально в старшем дошкольном возрасте. Планируем продолжить работу в данном направлении. Ведь так здорово, видеть дошкольников инициативными, самостоятельными, впереди которых ждет еще много открытий.

Слайд № 11. Благодарю за внимание. Готова ответить на ваши вопросы.

18 января 2023 в 10:22

Прикреплённые файлы:

Документ: Выступление и презентация воспитателя Герасимовой О.А. к опыту работы на тему: «Использование рабочей тетради «Любознайка – Синоптик» для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Описание файла:

Файл называется: prezentacija-gerasimova-o-a-pcht-23_brrj4.pptx

Это официальный файл организации «Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1, станица Каневская (официальный сайт)», в нём содержится Выступление и презентация воспитателя Герасимовой О.А. к опыту работы на тему: «Использование рабочей тетради «Любознайка – Синоптик» для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста».

Размер файла: 13,28 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.