Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1, станица Каневская (официальный сайт)
|
Опыт работы воспитателя Добровольской Н.Ю. «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью пособия «Лэпбук»«Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью пособия «Лэпбук» 1. Введение. Современному образованию необходимо пересмотреть приоритеты, цели и технологии обучения и воспитания дошкольников. Педагогика дошкольного образования должна ориентироваться на использование более эффективных методов. Создавать условия способствующие развитию качеств личности ребёнка. [4 c. 7] Формирование экологических представлений у дошкольников важно, потому что именно в дошкольном возрасте формируется бережное отношение к природе и окружающему миру. Для того чтобы воспитательная деятельность имела большой эффект и была интересной детям, я применяю в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста пособие «Лэпбук». Так как это эффективная и интересная форма работы с детьми. В процессе использования лэпбука у старших дошкольников повышается интерес к процессу обучения и познания новой информации. Лэпбук - это превосходный способ ознакомления и обобщение информации по определённой теме с детьми дошкольного возраста, повторение программного материала. При создании лэпбука ребёнок, играя, учится самостоятельно собирать и систематизировать познавательную информацию. Работа с лэпбуком может осуществляться по-разному, в зависимости от поставленных задач. [1 c.27] В использовании данной формы работы, происходит всестороннее формирование и развитие ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе. [2 c.14] Данная работа с помощью пособия «Лэпбук» помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и художником собственных историй, загадок, стихотворений. Дети старшего возраста учатся планировать, договариваться, распределять обязанности между собой, что приводит к взаимодействию друг с другом и повышается интерес к действиям партнёра. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка, а также усвоению пройденного материала и приобретению нового. Таким образом, видим, что использование тематической папки лэпбук актуально и очень эффективно, практическая значимость опыта использования этого пособия весьма ценна как для педагогов, так и для детей.
2. Содержание педагогической формы работы. В работе я делаю акцент на то, что формирование экологических представлений это, прежде всего, воспитание гуманности, т.е. доброго, ответственного отношения к природе, понимания единства всех живых существ, желания сохранить землю пригодной для полноценной жизни потомкам. Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего её познания, воспитания любви и бережного к ней отношения. И тут в помощь приходит идея создания совместно с детьми тематического пособия – «Лэпбук». Именно такая форма работы в детском саду показалась мне более эффективной, особенно в плане экологического воспитания детей старшего возраста. «Лэпбук» представляет собой книжку – раскладушку, на которой расположены кармашки для сюжетных и предметных картинок. В переводе означает «книга на коленях». Это пособие, сделанное в форме игры, которое можно использовать не только на занятиях, но и вне образовательной деятельности для закрепления полученных знаний по экологии. Дошкольник играя, учится самостоятельно собирать и систематизировать познавательную информацию по данной теме. Работа над созданием лэпбука проходит в определенной последовательности: - выбор темы; - определение, что уже известно по теме, составление плана поиска новой информации; - проработка макета книги; - изучение темы, подбор материала и оформление лэпбука. [1 c. 23]. Работа с лэпбуком построена таким образом, что все свои знания дети могут добывать самостоятельно. Лэпбук, является тематическим пособием, в котором размещены материалы для изучения любой темы и её обобщения. В рамках реализации работы с лэпбуком, детям предоставлялась возможность оказать практическое влияние на улучшение экологической обстановки своего участка в детском саду, что способствовало формированию экологически правильного представления. В нашем дошкольном учреждении организован участок метеостанции, где дети в практической форме могут познакомиться с природными явлениями. Но погода не всегда позволяет сделать это ежедневно. Поэтому лэпбук - это отличная альтернатива экскурсии на участок метеостанции. Педагогами нашего детского сада были сделаны лэпбуки на времена года: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». В них вложены: · приметы, · загадки, · стихи, · поговорки, · пословицы, · раскраски, · подвижные картинки для игры, · картотека дидактических игр. Главное требование для создания лэпбуков, как игрового пособия - это интересное содержание, мобильность, возможность последующего пополнения дидактического материала, доступность и соответствие возрастным особенностям. На начальном этапе использования лэпбуков провела ознакомление, чтобы выявить заинтересованность детей к данному дидактическому пособию. Выделила три этапа знакомства с книжкой-раскладушкой: 1. Мотивационный (интерес к лэпбуку); 2. Эмоциональный (разнообразие эмоций, вызываемых этим предметом); 3. Действующий (действия, направленные на ознакомление с лэпбуком). На основании ознакомления определила три уровня познавательной активности у дошкольников при работе с лэпбуком: Первый уровень (не сформирован). Детей привлекает тематическая папка, отличающаяся яркостью, красочностью. Но интерес к ее содержанию не проявляется. Второй уровень (частично сформирован). Дети стремятся ознакомиться с тематической папкой: их привлекает разнообразие и возможность выбора различных дидактических заданий. Однако интерес к лэпбуку невысок и определяется с помощью взрослого. Третий уровень (сформирован). Ребенок самостоятельно проявляет интерес к тематической папке. Без помощи взрослого рассматривает и изучает содержимое лэпбука. Стремится получить новые знания, задавая вопросы воспитателю как по содержанию лэпбука, так и по возможности расширения имеющейся информации. [2 c.14] Знания, преподнесенные детям в увлекательной форме, с учетом их интересов, будут усвоены гораздо быстрее. Лэпбук поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки позволяет быстро освежить в памяти пройденные темы. 3. Анализ полученных результатов. Система оценки результатов включает в себя: ведение мониторинга результативности; наблюдение; анкетирование, социологический опрос. [3 c. 79] Показатели оценки результативности: наличие у детей системы экологических знаний; уровень сформированности навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе; наличие эмоционально-положительного отношения к природе; умение обобщать и анализировать; динамика общественно значимой мотивации участия детей в процессе обучения и познания при помощи лэпбука. Наличие системы экологических знаний у детей старшей возрастной группы в 2021 году было 36 %, то на начало 2022 года показатели изменились – 51%. По показателю – формирование навыков экологически грамотного, безопасного поведения в природе, отмечается следующая положительная динамика: если на начальном этапе - только 15% детей имели представление о правильном поведении в природе, то за год количество детей, знающих правила поведения увеличилось до 38%. Если на начальном этапе деятельности 2021 году осознанное эмоционально - положительное отношение к природе отмечалось у 28 % воспитанников, то через год данный показатель увеличился в полтора раза и составил соответственно - 42%. Результативность работы с лэпбуком привнес изменения в умении обобщать и анализировать: если в 2021 году был 21%, то на начало 2022 года - 34%. Ответы стали более полными, осознанными. К концу 2022 года значительно возросла мотивация к участию детей в процессе обучения и познания при помощи лэпбука. За период реализации работы с пособием «лэпбук», в два раза увеличилось количество детей, вовлечённых в эту деятельность. 4. Вывод. Из всего вышеизложенного можно сделать следующие вывод, что организация педагогического процесса по формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью пособия «лэпбук», дает положительные результаты. Способствует развитию интереса и любознательности. Создаёт основу для самостоятельного усвоения новых знаний и представлений об экологии. Приобщает к совместному творчеству и умению активно взаимодействовать со сверстниками. Помогает самостоятельно собирать и систематизировать познавательную информацию. Помогает развить в ребёнке инициативность, творческое мышление, мелкую моторику, расширить и обогатить словарный запас. Создаёт прочную основу для дальнейшего познания о природе, воспитания любви и бережного к ней отношения. Работа с тематической папкой, созданной совместно с детьми, предусматривает преемственность и дальнейшее развитие, поскольку впереди еще много планов, проектов, а также участие в конкурсах. Литература: 1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. — Пермь: Меркурий, 2015. — С.164. 2. Мартынова Н.Т. “Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей”- https://infourok.ru/proekt-lepbuk-prednaznachen-dlya-sovmestnoy-deyatelnosti-vospitatelya-s-detmi-512880.html 3. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников». Учебное пособие. – М.: Академия, 2012. 4.Вахрушев А.А., Акимова Ю.А., Кочемасова Е.Е. Здравствуй, мир! Методические рекомендации для воспитателей. - М.: Баласс, 2017. 18 января 2023 в 10:55
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.